Олег Фиговский: Опыт инновационного развития за рубежом

Олег Фиговский: Опыт инновационного развития за рубежом

В прошлые годы символом прогресса в России была наука, в частности, получили развитие атомный и космический проекты, опиравшиеся на солидный научный фундамент. Но сегодня в России, к сожалению, наука является одной из профессий, далеко не столь популярной, как юрист, финансист или программист. В то же время конкурентоспособность современной экономики зависит как от отдельных научно-технологических достижений, так и от технологий управления инновацией (инновационными процессами – Н.С.) в различных странах. *)

Сегодня США стремятся к обеспечению лидерства на всех направлениях научных знаний, укреплению связей между фундаментальными науками и национальными целями, развитию эффективного партнерства между государством, промышленностью и академическими кругами, подготовке ученых и инженеров особо высокого класса для Америки ХХI века. Все это предпринимается на фоне повышения уровня научно-технических знаний населения страны. Одним из главных приоритетов политики США стало поощрение научно-технического прогресса. Фундаментальные достижения в области знаний официально признаны в качестве основы экономического роста, поскольку, согласно имеющимся в США оценкам, на 1 доллар, вложенный в НИОКР, приходится 9 долларов роста ВВП.

Управление проводит систематический научно-технический анализ и выработку решений для Президента США, а также дает консультации Президенту и другим подразделениям Канцелярии Президента о влиянии науки и техники на внутренние и международные дела; осуществляет межотраслевое взаимодействие для разработки и внедрения эффективной научно-технической политики и финансирования науки; работает с частным сектором для обеспечения федеральных инвестиций в науку и технологию, вклада в экономическое процветание, качество окружающей среды и национальную безопасность; создает партнерские отношения между федеральными, государственными и местными органами власти, другими странами и научным сообществом; оценивает масштабы, качество и эффективность усилий федеральных структур в области науки и техники.

Постоянно поддерживая уровень конкуренции на своем рынке, государство предоставляет корпорациям-подрядчикам – исполнителям программ НИОКР – дополнительные права:

Все эти расходы списываются на общую сумму государственного заказа, выполняемого данной фирмой или университетом, как «допустимые по закону» или «согласованные по контракту».

Для улучшения предпринимательского климата, представителями научно-технических и деловых кругов признается важность для корпораций США списывать текущие расходы на собственные НИОКР, и исключать их из суммы годовой прибыли корпораций, подлежащей налогообложению, а также проводить ускоренную амортизацию их основного капитала – производственных фондов.

Наиболее активными участниками венчурного бизнеса являются частные инвесторы и крупные финансовые организации, образующие венчурные фонды и нанимающие управляющую компанию, которая от имени инвесторов, осуществляет инвестиции, как правило, во вновь созданные малые и средние предприятия, ориентированные на освоение новых технологий. В случае финансирования стратегически важных высокотехнологичных и наукоемких проектов в СЩА используются схемы партнерского участия государства и частных инвесторов, реализуемые, в частности, посредством создания специальных венчурных фондов. Эти фонды образуются на паритетных началах, с одной стороны, за счет равных по сумме средств, бюджетных, а с другой – банков, страховых компаний, пенсионных фондов и других финансовых институтов.

Руководство страны активно поддерживает и стимулирует иностранные НИР. Стратегическая задача Китая заключается в том, чтобы заполучить как можно больше иностранных технологий. Кроме этого, важным элементом НИС Китая стала перенастройка системы общественных исследований на поддержку университетов. Китайская научная система уже хорошо зарекомендовала себя на международном уровне. Это демонстрирует число китайских публикаций с иностранными соавторами, особенно из США и Японии.

В 2006 году Госсовет КНР выпустил документ «Инструкции по применению государственных среднесрочной и долгосрочной программ по научному и технологическому развитию на период с 2006 – 2020 годы». В нем перед Китаем была поставлена цель создания деловой среды, которая способствовала бы появлению независимых инноваций, продвигаемых силами частных компаний.

В ассортименте высокотехнологичной продукции в четверке лидеров – электроника и телекоммуникационное оборудование, компьютеры и офисная техника. Скромнее позиции у фармацевтики, медицинского приборостроения и авиакосмической отрасли. Технологические достижения Китая лишь в небольшой части были связаны с прогрессом отечественной науки и техники, так как огромную роль в становлении китайской экономики сыграли иностранные технологии. В конце 1980-х в Пекине даже было открыто специальное бюро по «ассимиляции зарубежных технологий». Доля высокотехнологичного компонента в производстве и импорте росла в прямо пропорциональной зависимости от увеличения ввозимых технологий.

Ранее высокотехнологичная продукция выпускалась в КНР преимущественно методом отверточной сборки поставляемых из-за рубежа компонентов. Иностранный капитал стал абсолютно доминировать в производстве, экспорте и импорте такой продукции. Такой курс дал значительное число рабочих мест (что особенно важно для густозаселенного Китая), и открыл для китайского экспорта мировой рынок. Это превратило КНР в крупнейшего держателя золотовалютных резервов.

Сегодня по количеству исследователей Китай приближается к США. На его долю приходится 14,7% научных сотрудников мира, на долю США – 22,8%, Японии – 11,7%, России – 8,9%.

Число дипломированных специалистов в области в области информационных технологий ежегодно прирастает на 200 тыс. чел., это в пять раз быстрее, чем на Западе. Китай ставит задачу полностью устранить свою зависимость от импорта передовых технологий. Для этого Ху Цзиньтао предложил увеличить финансирование фундаментальных исследований, а также ускорить доведение их результатов до производства путем создания цепочек, объединяющих ВУЗы, НИИ и предприятия.

В октябре 2010года китайские власти сформулировали план развития КНР на 12-ю пятилетку, с 2011 по 2015 годы. В нем приоритет отдавался развитию семи стратегических отраслей, которые в идеале должны полностью поменять структуру экономики Китая:

Именно в этих отраслях разрыв между Китаем и Западом должен быть ликвидирован в максимально короткие сроки. Как известно, Китай не ставит недостижимых задач, и с учетом нынешних темпов роста ВВП, они вполне достижимы. Создание экономики, способной производить инновации, – это радикальная трансформация общественного сознания, отказ от пассивного усвоения и трансляции знаний, навыков в пользу предприимчивости.

В Европе лидерами инноваций являются Швейцария, Финляндия, Германия, Дания, Швеция, Великобритания.

Увеличение инвестиций в научно-исследовательскую деятельность в конце 70-х годов стало решающим фактором, способствовавшим быстрой смене ориентиров финской экономики. Даже в период общеэкономического спада начала 90-х годов объем финансирования науки не только не сокращался, а продолжал возрастать, хотя и более медленными темпами. Финляндия стала первой страной, принявшей концепцию национальной инновационной системы как основного элемента политики в сфере науки и технологии. На практике это означало увеличение количества предприятий, в основе деятельности которых лежали инновации и ноу-хау, а также укрепление организаций, занимающихся исследовательской деятельностью. Главную роль в финской системе финансирования инноваций играют государственные фонды поддержки науки и разработки технологий.

По объему инвестиций в научные исследования Финляндия относится к числу ведущих стран мира. Около 80% средств распределяют министерство торговли и промышленности и министерство просвещения Финляндии. Финансирование вузовской науки (основная доля фундаментальных исследований страны и часть прикладных) идет через Академию Финляндии – контролируемый министерством просвещения центральный научно-административный орган. В состав Академии входят комитет по науке и шесть комиссий: по естественным, медицинским, сельскохозяйственным, техническим, общественным и гуманитарным наукам. В вопросах финансирования для Академии Финляндии приоритетными являются четыре направления исследований: в области медицины, биологических наук и окружающей среды; культуры и общества; естествознания и техники. При выделении средств Академия рассчитывает, что финансируемые проекты будут способствовать не только развитию финской науки, но и укреплению международного сотрудничества Финляндии и распределяет большую часть бюджетных средств, выделяемых на прикладные исследования.

Важным аспектом в последние годы и одним из ведущих направлений научной политики Финляндии остается интернационализация исследовательской и инновационной деятельности. Инновационная система Финляндии включает большое количество организаций, где технопарки (STP) и бизнес инкубаторы (BICs), являются двигателями инновационного развития. Финские технопарки собрали лучший мировой опыт, и в основе каждого из них находятся университеты. Они продуцируют научные кадры, которые являются носителями необходимых идей, и которые способны наиболее успешно создать этот инновационный продукт. Для университета это дополнительный источник финансирования и развития, а для технопарка – упрощение подбора и внедрения нового сотрудника, сохранение кадров и повышение их квалификации.

Сегодня в Южной Корее многие университеты отошли от своих традиционных функций получать только знания. Большинство из них занимаются вопросами коммерциализации, интенсивно развивая инновационный бизнес. В данной сфере также начали проявлять активность и многие исследовательские институты. Развитие этих процессов вызвало интерес и у различных финансовых организаций и консалтинговых компаний, подключившихся к процессам коммерциализации результатов НИОКР. В результате в Южной Корее постоянно увеличиваются как расходы на науку, так и доля их от ВВП. К примеру, в 2004 году они составили 2,64% от ВВП, что было выше, чем во многих развитых странах. При этом доля государственного сектора составила 24,5% от общего объема. Расходы частного сектора и иностранных инвестиций – 75,1% и 0,4% соответственно. Доля внешнего источника средств, направленных в Южную Корею на НИОКР, находится на очень низком уровне (0,4%), что значительно ниже, чем у Франции (7,2%), Великобритании (20,5%), имеющих аналогичные размеры доходов на научно-исследовательскую деятельность.

Деятельность корейских инкубаторов началась в 1991 году (на основе опыта технологических инкубаторов Израиля) и была инициирована Корейским институтом технологий. Первый частный инкубатор (Jungbu Industrial Consulting Inc.) был создан в 1993 году. В это же время открылся первый народный инкубатор (Ansan Business Incubator). Большинство инкубаторов были инициированы правительством, и, несмотря на кризис 1997 года, способствовали возрождению национальных экономик и развитию национальной инновационной системы. В дальнейшем для развития региональной индустрии и технологии и успешного возрождения региональных экономик была создана Корейская Ассоциация технопарков, как орган управления инновационными процессами в действии. Основными программами в это время стали: программы строительства инфраструктуры для стартап компаний, основанных на высоких технологиях; специальные программы для лабораторных стартап компаний; программы развития идей; будущие программы развития предпринимательства, основанного на технологиях.

Важным аспектом дальнейшего инновационного преобразования Южной Кореи является базовый план действий, направленный на модернизацию системы управления научно-технологического развития, предусматривающий такие меры, как управление инвестициями в научно-исследовательском секторе, повышение информированности общества о науке и технологиях, развитие человеческого капитала в науке и технологиях, содействие трансферу и коммерциализации и глобализации технологий. Он служит основополагающим документом для достижения поставленных целей до 2025 года и дополняет пятилетние планы научно-технологического и инновационного развития. Основные его стратегические подходы заключаются в инвестировании в научно-технологическую сферу по принципу «отбора и концентрации», обеспечения эффективного использования творчества ученых и инженеров, формирование связи внутренней национальной инновационной системы с глобальной мировой системой, расширение общественного понимания научно-технологического развития, эффективное использование результатов научных исследований и технологических разработок. Для реализации данного плана была разработана «дорожная карта», которая описывает цели, пути и сроки их достижения, а также ожидаемые результаты.

Нам представляется, что это инновационное развитие ведущих в экономическом отношении стран будет небезинтересен странам СНГ, где необходимость такого развития является насущной задачей.

http://park.futurerussia.ru/…figovsk/349/

В прошлые годы символом прогресса в России была наука, в частности, получили развитие атомный и космический проекты, опиравшиеся на солидный научный фундамент. Но сегодня в России, к сожалению, наука является одной из профессий, далеко не столь популярной, как юрист, финансист или программист. В то же время конкурентоспособность современной экономики зависит как от отдельных научно-технологических достижений, так и от технологий управления инновацией (инновационными процессами – Н.С.) в различных странах.

  • Как всегда, интереснейший обзор опыта, методов и концепций гос. управления инновационными процессами в разных странах. Большой материал – информация к размышлению. Читаем, размышляем, делам выводы, принимаем решения…